Ровно полгода идет СВО в Украине. И ровно полгода я каждый день думаю о ней, пытаюсь как-то уложить у себя в голове. Безо всякого успеха – не укладывается. Возможно, если писать то, что надумал, то будет несколько проще – попробую писать и иногда выкладывать.
Сегодня, собственно, о том, почему же происходящее в Украине никак не может устаканиться в моем мировоззрении.
Во-первых, я рос в парадигме «never again». К моменту, когда я научился читать, холодная война закончилась, армия СССР ушла из Афганистана и было как-то очевидно, что глобальные противостояния закончились, ведь они несут слишком много страданий. Да, где-то, даже очень близко могут случиться Карабах или Чечня. Но большие, «цивилизованные» государства никогда больше не будут воевать друг с другом – они научились ценить каждую человеческую жизнь. В 2022 эта очевидность испарилась окончательно. Но аксиома «нет ничего хуже войны и чем она больше, тем страшнее», въелась в мое сознание, у меня никак не получается понять людей, которые думают иначе.
Во-вторых, все предыдущие конфликты были либо менее масштабные, либо были вдалеке от России. Легко было обмануть себя тем, что в Руанде просто еще не поняли, но скоро поймут, в Палестине просто бандиты, а в Южной Осетии практически никто не пострадал. Всегда находились внутренние отговорки «это другое и тоже должно сойти на нет». Наверное, первый серьезный сбой — это было знакомство с историей Афганистана, а второй уже события на Донбассе в 2014-15. Стало понятно, что с гуманистических рельс легко сходят не только люди, но и целые страны. Объяснить почему так – я не мог ни в 2001, ни в 2014, ни сейчас. Но раньше хотя бы удавалось оставить это несоответствие теории и реальности за пределами ежедневых размышлений.
В-третьих, я не могу отделаться от мыслей про СВО потому, что она так или иначе касается меня. К великому счастью, в мой дом не попадают снаряды, а мои родственники не гибнут от пуль моих друзей. И я даже не буду писать о том, что изменилось в моей жизни после 24 февраля, настолько это мелко по сравнению с теми, кто по своей или чужой воле связан с СВО напрямую. Но я считаю, что надо быть честным и признаться себе, что мне в первую очередь не нравится то, что происходит именно со мной, моей семьей, моими друзьями, с моей работой и моими хобби. Не нравится и то, что происходит прямо сейчас, и еще больше - полная неопределенность с будущим.
Думаю, что именно исчезновение «завтра», и мешает мне нормально думать каждое «сегодня».